Пионерами кредитования из КФ ОДО стали региональные СРО-монополисты. Кому и на каких условиях выдают займы

На прошлой неделе Национальное объединение строителей сообщило о том, что первые саморегулируемые организации приступили к выдаче займов своим членам в соответствии с постановлением Правительства РФ 27 июня 2020 года № 938 «Об утверждении положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам». Ими стали Ассоциация саморегулируемая организация «Ивановское объединение строителей» (Ассоциация СРО «ИОС», СРО-С-114-16122009), а также Ассоциация «Саморегулируемая организация «Строители Белгородской области» (Ассоциация «СРО «Строители Белгородской области», СРО-С-012-04062009). Подробности читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.
Ни для кого ни секрет, что последний месяц Национальное объединение строителей и Минстрой России проводили жёсткий прессинг саморегулируемых организаций, требуя как можно скорее приступить к проведению общих Собраний и выдаче займов. В ход пошли и онлайн-конференции, и рассылки от имени Дирекции НОСТРОЙ, и даже прямое административное давление на руководство СРО через глав регионов.
Такая активность начала приносить первые плоды. Сначала 22 июля СРО «ИОС» выдала первый кредит за счёт средств КФ ОДО, а первым получателем стало ООО «ДорПромСтрой». Общая сумма кредита составила 720 тысяч рублей, цель – выплата заработной платы работникам, срок – 1 год, проценты – 2,25 годовых.
Саморегулируемая организация, как можно узнать из протокола заседания Совета Ассоциации, постаралась максимально снизить свои риски. В договоре прописаны 4 поручителя, включая трёх физических лиц. А кроме того, предусмотрены драконовские штрафы и ограничения:
ответственность за просрочку исполнения обязательств по возврату суммы займа и/или уплате процентов в виде неустойки в размере 1 процент от суммы долга за каждый день просрочки;
ответственность за непогашение займа в течение одного рабочего дня с момента прекращения членства в саморегулируемой организации или исключения из реестра членов, в виде штрафа в размере 1 миллион рублей;
ответственность за невыполнение условия договора займа о целевом использовании суммы займа, нарушения любых предусмотренных договором обязательств, в виде штрафа в размере 1 миллион рублей за каждое нарушение;
ответственность за просрочку уплаты штрафов в срок, установленный договором, в двойном размере.
Словом, требования и проценты, которым могли бы позавидовать даже братки в 90-х, ставящие своих заёмщиков «на счётчик». Имея квалифицированных юристов, договор, заключённый на таких условиях, вполне можно попробовать оспорить и признать ничтожным, квалифицировав в суде, как кабальную сделку. Впрочем, судя по всему, судится никто не будет, так как компания больше похожа на удобную фирму-прокладку, которую держат под рукой как раз на случай таких вот деликатных и непредвиденных случаев. Например, чтобы заслужить благодарность со стороны Дирекции НОСТРОЙ, став первой ласточкой в деле выдачи кредитов.
Согласно информации, которую можно обнаружить в открытом доступе, ООО «ДорПромСтрой» имеет в штате единственного сотрудника, он же директор. В отношении организации возбуждены 6 исполнительных производств, а выручка за прошлый год составила 168 тысяч рублей. Тем не менее, в предыдущие годы эта компания являлась поставщиком по 78-ми государственным контрактам на сумму 108 миллионов рублей. Остаётся надеяться, что кредит на зарплату директору ООО «ДорПромСтрой» всё-таки будет возвращён.
СРО «Строители Белгородской области» приступила к делу более основательно и сразу одобрила выдачу займов девяти строительным компаниям на общую сумму 227,8 миллиона рублей под 0,1 процента годовых. Это уже гораздо больше похоже на реальную поддержку строительного комплекса.
Хотя большинство саморегулируемых организаций всё-таки не спешат кредитовать своих членов. Причиной тому многочисленные правовые коллизии, которые были обнаружены в документах, устанавливающих порядок кредитования, а также вполне понятное стремление сохранить средства компенсационного фонда. Высказывалось предположение, что работа эта может быть наиболее успешной именно в региональных СРО-монополистах. Ведь именно в таких СРО жёстче всего выстроена вертикаль власти, когда руководство зависит от местных властей, а члены саморегулируемой организации – от руководства.
Как видим, обе СРО, ставшие пионерами в деле кредитования, являются монополистами в своих регионах. Как, между прочим, и первая саморегулируемая организация, которая провела общее Собрание членов, внесла необходимые изменения во внутренние документы СРО и утвердила эти изменения в Ростехнадзоре. Это, напомню, была Северо-Осетинская Ассоциация «Саморегулируемая организация «Республиканское объединение строителей Алании» (СРО-С-159-25122009).
При этом Союзы и Ассоциации, которые есть в российских столицах, либо других крупных регионах, действуют по-другому.
Так, Союз строителей СРО «ПромЖилСтрой» (СРО-С-210-24032010) из Красноярского края, принял решение исключить возможность предоставления займов в целях сохранения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств
Столичная Ассоциация содействия реставрации и возрождению национального архитектурного наследия «Архитектурное наследие» (СРО-С-230-07092010) на основе опроса своих членов, приняла решение не использовать механизм выдачи кредитов за счёт средств компенсационного фонда ОДО.
Межотраслевая Ассоциация саморегулируемых организаций «Синергия», которая объединяет три крупных СРО с общей численностью членов более 4,5 тысячи проектных и строительных организаций, отложила вопрос о проведении общих Собраний, а тем временем активно рассылает запросы в профильные ведомства и собирает информацию о механизме выдачи кредитов.
Столичный Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (02-С-2009) также отложил проведение общего Собрания до августа.
Как видим, сложилась ситуация, когда региональные СРО-монополисты, стараясь получить одобрение руководства НОСТРОЙ и своих региональных начальников, торопятся выполнять указания сверху, не слишком оглядываясь на возможные проблемы и риски. В то же время саморегулируемые организации в крупных регионах, привыкшие на первое место ставить интересы своих членов и сохранность компенсационных фондов, не торопятся рисковать средствами КФ ОДО.

Источник: http://zanostroy.ru/